Новости Кронштадта
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
«ТЕЛО ПЕРЕДАНО МОРЮ»
28 января 2015 г.
Отличительной особенностью проблемы увековечения памяти погибших во время Великой Отечественной войны и во время послевоенного боевого траления моряков минных тральщиков является то, что в большинстве случаев причиной боевых потерь кораблей этого класса были подрывы на минах, при которых, как правило, они погибали вместе со всем своим экипажем.
Очень часто, когда тральщик подрывался на мине, он уходил под воду в считанные секунды, и редко кому удавалось спастись. Матери и жёны погибших морских минёров получали стандартные похоронки, где в графе «захоронен» значилось: «тело передано морю»
Именно поэтому сегодня среди многочисленных мемориалов, посвящённых памяти наших погибших и захороненных сухопутных воинов, лётчиков, моряков линкоров, крейсеров и эсминцев, нет ни одного памятного знака морякам минных тральщиков, навечно оставшихся в морской пучине. В опубликованном в этом году труде А.В. Платонова «Трагедии Финского залива» на основании проведенной автором большой поисковой работы в архивах, приводятся следующие данные: только в 1941 году за пять месяцев войны Балтийский флот лишился 34 кораблейральщиков и 24 катеров-тральщиков, а это уже больше тысячи погибших вместе со своими кораблями моряков!
Много-много лет назад, когда название эстонского города - Таллинн писалось ещё с одним «н», а сам город был Главной ВМБ Балтийского флота, по инициативе моряков 1-ой Краснознамённой бригады траления на берегу Минной гавани был воздвигнут мемориал в честь сражавшихся и погибших моряков тральщиков в годы Великой Отечественной войны и в начале послевоенного боевого траления. Сейчас этого мемориала нет, как нет ничего подобного ни в одном из нынешних российских портов на Балтике, которые обязаны своим возрождением к жизни именно морякам тральщиков, освободившим море от минной угрозы и обеспечившим безопасное от мин плавание по нему.
Трудно поверить, но до сих пор такого не то чтобы мемориала, даже просто самого скромного памятного знака, к которому могли бы возложить свои цветы безутешные вдовы и дети погибших моряков тральщиков, на обширной прибрежной территории «встающей с колен» России – нет! Нет хотя бы самого скромного памятного знака даже в Морской столице России – Санкт-Петербурге, городе, который находился в морской минной блокаде до 1946 года! И это несмотря на то, что ещё в 2002 г. на основании коллективного обращения представителей морской общественности города (командира Лен ВМБ, председателя Морского Собрания Санкт-Петербурга, председателей Межрегиональных ветеранских организаций, председателя Объединённого Совета ветеранов Военно-Морского Флота и мн.др.) губернатором города Яковлевым В.А. было подписано распоряжение №1059 о сооружении на Васильевском острове в районе Морской набережной перед площадью Балтийского флота «памятника подвигу моряков тральщиков Балтийского флота, ликвидировавших морскую минную блокаду Ленинграда и минную опасность на морских коммуникациях Балтики в 1944-1957 г.г.».
В распоряжении было определено, что функции заказчика работ возлагаются на администрацию Василеостровского района. С момента подписания губернаторского распоряжения много воды утекло из Ладоги в Балтийское море, а «воз и ныне там». По установленным правилам сначала было необходимо на месте сооружения памятника установить закладной камень. А для того, чтобы уложить такой камень на пустыре, требовался специальный архитектурно-художественный проект. Денег для этой цели никто не выделил. Тогда ветераны сами собрали необходимые деньги и заказали архитектурной мастерской соответствующий проект. После согласования проекта с Главным художником города, вся документация была передана заказчику. Но работы по оборудованию площадки под закладной камень так и не начались.
Вскоре на месте, выделенном для установки закладного камня, были размещены торговые павильоны, где в течение нескольких лет шла бойкая торговля. Всё это время ветераны на свои вопросы о том, когда же начнутся работы по установке закладного камня, получали неизменный ответ: нет денег. А чтобы вообще отвязаться от назойливых ветеранов и не заниматься «невыгодным» для себя проектом, администрация района в 2006 г. инициировала отмену ранее упомянутого распоряжения губернатора, чему в известной мере «помогло» начало строительства КАД и нового пассажирского терминала в этой части Васильевского острова.
Теперь ветеранам пришлось всё начинать сначала. Вспомнив о том, что на стадии подготовки теперь уже не действующего распоряжения губернатора Комитет по градостроительству и архитектуре называл в качестве подходящего места для памятника, помимо площади Балтийского флота, также территорию Опочининского сада (рядом с площадью Морской Славы и Морским пассажирским вокзалом), Совет ветеранов внёс предложение о выполнении работ на этом новом месте. Предложение ветеранов было поддержано Комитетом по охране памятников истории и культуры, нов очередной раз отклонено администрацией района по причине большой перегруженности территории района памятниками военно-морской тематики и уже начавшимися в саду работами по его реконструкции по проекту, внесение изменений в который «исключено» (!?).
Всё. В очередной раз круг замкнулся. В чём же причина неудач ветеранов? Ответ на этот вопрос кроется в самом действующем порядке установки новых памятных знаков в Санкт-Петербурге. Этот порядок недавно был определён специальным «положением», утверждённым постановлением правительства города от 21.08.2009 № 944. Так вот, в «положении» записано, что решения об установке памятных знаков принимаются по предложениям органов государственной власти, органов местного самоуправления Санкт-Петербурга, а также юридических лиц. Ни к первым, ни ко вторым, ни к третьим общественные объединения ветеранов не относятся, а это значит, что нечего им и соваться к властям со своими предложениями по памятным знакам. Дальше - больше: тот, кто выдвигает предложение («инициатор») должен представить письменное обязательство о финансировании работ по проектированию, изготовлению и установке памятника, а также его последующему содержанию, ремонту и реставрации.
Из нового положения как раз и вытекает совершенно ясный вывод: когда речь идёт о таком вопросе, как увековечение памяти воинов-моряков, защитивших город от минной угрозы и ликвидировавших его блокаду со стороны моря, в качестве инициатора по установке этим героям памятного знака должен выступать благодарный город, в данном случае - правительство этого города, а его законодательный орган, наверное, должен оказать всемерную поддержку городскому правительству в этом праведном деле.
Для сравнения, вот как сохраняется память о моряках, избавивших от минной опасности приморские города за рубежом. Не будем далеко ходить. Обратимся хотя бы к соседней, не самой богатой, Финляндии и мысленно проедем вдоль её побережья от Выборгского залива до Ботнического. Первый порт - Хамина и уже в этом порту можно увидеть установленный памятный знак морякам тральщиков. Дальше – Котка, возле которой на острове Хаапасаари – величественный мемориал, воздвигнутый также в честь морских минёров. Ещё дальше: Хельсинки, Турку, Пори, Уусикаупунки, Калайоки – везде есть памятники и памятные знаки, посвящённые морякам минных тральщиков.
А вот как считают наши чиновники районного и городского масштаба: городу Санкт-Петербургу, в котором, в соответствии с принятым Законом, ежегодно отмечается День памяти города – «День прорыва морской минной блокады Ленинграда», у нас, по сравнению с Финляндией, свободной земли очень мало, а значит увековечивать память о моряках тральщиков в камне вовсе даже не обязательно. Именно поэтому, когда приезжают к нам зарубежные гости и хотят возложить венок, поклониться нашим морским минёрам у куска гранита, мы, ветераны, не знаем куда спрятать свои глаза. Очень стыдно и обидно за тех, «тело которых предано морю».
Николай Колесник, участник боевого траления.
Газета Котлин №12 2014г