Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
«Трудные подростки»: решение есть
15 июля 2016 г.
«Трудные подростки», «деградирующее поколение», «в их годы мы до такого не опускались» и т.п. - можно услышать от обывателей в адрес несовершеннолетних, чье поведение не соответствует общепринятым нормам поведения, при этом отношение окружающих к этим детям, как правило, негативное.
Что же скрывается за проступками представителей данной категории подрастающего поколения? В этом стоит разобраться, поскольку многие люди по причине субъективности своего мнения способны лишь на осуждение и порицание таких детей, в большинстве же случаев помощь ребятам оказывается только после «сигнализирования» ими окружающим своих проблем, проявляющихся в их противоправном поведении. Деяния этих ребят, являющихся уже правонарушителями, рассматриваются в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при районной администрации города с последующей постановкой детей на профилактический учет в полиции.
В дальнейшей работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, участвуют социальные службы города. В Санкт-Петербурге в рамках профилактики асоциального поведения молодежи функционирует СПб ГБУ ГЦСП «Контакт». В данной статье на примере конкретного случая мы ознакомим читателя с работой, проводимой сотрудниками центра «Контакт» на территории Кронштадтского района с трудными детьми.
Для начала следует выяснить, что же является пусковым механизмом для совершения детьми «плохих» поступков? Практика показывает, что в большинстве случаев причиной отклоняющегося от нормы поведения, будь то употребления ребенком алкогольной продукции или наркотических веществ, участия в драках или кражах, уходов из дома и т.п., является дезадаптация несовершеннолетнего к наличным условиям жизнедеятельности. В психологии подобному можно найти следующее объяснение: психика человека, являясь довольно сложным образованием, самостоятельно справляется с рядом трудностей, неизбежно встречающихся в жизни любого из нас. Иначе говоря, речь идет о так называемых механизмах психологической защиты личности, к которым можно отнести, например, забывание человеком мыслей и чувств, приносящих страдание (механизм «вытеснения»).
Однако «природная» защита нашего сознания не всегда может совладать с возникшей трудностью. В подобных ситуациях люди нередко прибегают к употреблению одурманивающих средств, таких, как наркотики или алкоголь. Этот путь ошибочен, он дает лишь иллюзию счастья, а при определенных обстоятельствах может стать гибельным для выбравшего его человека. Каким образом можно помочь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации?
Ответ прост: найти у этого ребенка личностные ресурсы, используя которые он сможет разрешить свои проблемы, совладать с ситуацией, к которой ранее не мог адаптироваться.
В заключении, в качестве примера, приведем случай с несовершеннолетним С. Так, на социальном сопровождении в ГЦСП «Контакт» на территории Кронштадтского района ранее состоял несовершеннолетний С., причиной работы с которым послужил его уход из дома без информирования юношей членов семьи о месте своего дальнейшего пребывания. В ходе работы выяснилось, что С. проживает в неполной семье с мамой и бабушкой. Отношения с мамой эмоционально-отстраненные и не доверительные, при этом общение ее с юношей преимущественно поверхностное и выступает в роли контролирующей родительской функции. Кроме того, мама, в виду своей занятости на работе, не может в полной мере контролировать сына. Бабушка, периодически находясь в состоянии алкогольного опьянения, проявляет противоречивые и непоследовательные требования к С., что приводит к семейным конфликтам, уходам несовершеннолетнего из дома.
Вследствие дисгармонии в детско-родительских отношениях, единственной «зоной» комфорта для несовершеннолетнего стала группа подростков, ведущих асоциальный образ жизни. С. «чувствовал себя хорошо» именно среди ребят с такой же «трудной судьбой», как и у него, и которые приняли его таким, какой он есть. Вместе с тем несовершеннолетний разделял с группой значимых для себя сверстников и норму употребления алкоголя с целью временного ухода от житейских проблем. При этом в подобных ситуациях подросток нередко нарушал правила общественного поведения, в результате чего неоднократно задерживался сотрудниками полиции.
Посредством оказания С. психологической помощи, несовершеннолетнего удалось адаптировать к стрессогенным семейным факторам, выработать у него чувство толерантности к членам семьи. После принятия юношей модели взрослого поведения и исполнения соответствующих ей функции стали отмечаться изменения ранее отстраненных и конфликтных отношений несовершеннолетнего с членами семьи на более доброжелательные. Кроме того, произошла качественная перестройка круга ближайшего социального окружения несовершеннолетнего, С. перенаправил свои силы на учащение и углубление содержания контактов с взрослыми людьми, а также с успешными в плане социальной адаптации сверстниками. Тем самым, юноша ушел от проявлений непосредственности и инфантильности в общении к взаимодействию, основанному на достижении цели в выполнении общественно-значимой деятельности. В результате, на момент окончания работы с несовершеннолетним, С. научился выстраивать преимущественно конструктивные взаимоотношения с людьми, уходы юноши из дома прекратились. Кроме того, С. отказался от употребления спиртосодержащей продукции, устроился на работу, пропагандирует ЗОЖ.
Указанный пример - один из того множества, с которым сотрудникам ГЦСП «Контакт» приходится сталкиваться в своей повседневной работе. И проблемы, в которые попадают дети, различны.
Так, в последнее время участились случаи употребления несовершеннолетними наркотических средств, причем возрастная планка пробующего психотропные вещества с каждым годом только понижается. Кроме того, преступления подрастающего поколения со временем становятся только изощреннее и жестче. Уже вошло в моду заснятие на гаджеты своих «подвигов» с последующим распространением видеоматериалов совершенных правонарушений среди сверстников.
Тем не менее, работа по профилактике асоциального поведения молодежи ведется. Конечно, в ней имеются недочеты, но вместе с тем есть и положительные результаты. Важно помнить, что участие в воспитании подрастающего поколения - стратегическая задача в построении будущего нашей страны, от наших действий «сегодня» зависит наше «завтра».
Педагог-психолог СПб ГБУ ГЦСП «Контакт» на территории Кронштадтского р-на Смирнов А.Н.,
КДН и ЗП Кронштадтского района СПб.
Фото: kotlovka.mos.ru